вторник

SDAYETSYA KOMNATA

После развода с бывшим супругом разделили через суд лицевой счет на квартиру. После чего я выехала на работу в район, приравненный к районам Крайнего Севера, и забронировала свою комнату 50 кв.м, супруг остался в комнате 12 кв.м. Могу ли я без его согласия сдать свою комнату в поднаем на весь срок бронирования?

То, что зачастую в быту называют разделом финансово-лицевого :чета, на юридическом языке именуется изменением договора найма жилого помещения по требо­ванию члена семьи нанимателя и осуществляется на основании ст.86 ЖК РСФСР. В соответствии с указан­ной статьей любой совершеннолет­ний член семьи вправе требовать зак­лючения с ним отдельного догово­ра найма, если с согласия остальных проживающих с ним совершеннолет­них членов семьи и в соответствии с приходящейся на него долей жи­лой площади, либо с учетом состо­явшегося соглашения о порядке пользования жилым помещением ему может быть выделено изолиро­ванное жилое помещение.
С момента заключения с членом семьи нанимателя отдельного дого­вора найма квартира становится ком­мунальной. Каждый из нанимателей находящихся в ней комнат вправе без согласия с другим нанимателем осу­ществлять следующие права по ее использованию: вселять членов сво­ей семьи (ст.54 ЖК РСФСР) или вре­менных жильцов (ст.81 ЖК РСФСР), осуществлять обмен (ст.67 ЖК РСФСР), бронирование (ст.62 ЖК РСФСР), приватизацию (ст.541 ЖК РСФСР).
Что же касается сдачи жилья в под­наем, то здесь единства в правопри­менительной практике пока еще нет.
В соответствии со ст.76 ЖК РСФСР, а также п.1 ст.685 ГК РФ наниматель жилого помещения вправе с согла­сия проживающих совместно с ним совершеннолетних членов семьи и с согласия наймодателя (т.е. жилищ-но-эксплуатационной или иной орга­низации, в ведении или собственно­сти которой находится это жилье) передать на определенный срок часть или все нанимаемое им помещение в пользование поднанимателю (т.е. сдавать его в поднаем). Договор под-
найма жилого помещения является возмездным. При этом поднанима­тель не приобретает самостоятель­ного права пользования жилым по­мещением. Ответственным перед наймодателем по договору найма остается наниматель.
Указанные нормы законодатель­ства каких-либо сомнений и трудно­стей в их применении не вызывают. Однако ст.77 ЖК РСФСР содержит перечень оснований, при которых сдача жилого помещения в поднаем не допускается:

1 если в результате вселения под­нанимателя размер жилой площади,приходящейся на каждого прожива­ющего, окажется менее установлен­ной нормы;

2 если в нем проживают лица,страдающие тяжелыми формами не­которых заболеваний 

3 без согласия других нанимате­лей и совершеннолетних членов их семей, проживающих в одной квар­тире;
4 в других случаях, установленных правилами сдачи жилого помещения в поднаем.

Принимая во внимание, что прави­ла сдачи жилых помещений в под­наем в виде отдельного норматив­ного акта до настоящего времени не принимались, первые три основания являются исчерпывающими. Причем первое из указанных выше основа­ний приведено также и в п.З ст. 685 ГК РФ, в связи с чем каких-либо со­мнений в правильности его приме­нения на практике не возникает.
Что касается второго и третьего оснований,то и у юристов, и у про­стых граждан они уже давно стали вызывать некоторые сомнения. И действительно, ведь для обмена жи­лого помещения с другим нанима­телем (ст.73 ЖК РСФСР) или для вселения туда временных жильцов (ст.81 ЖК РСФСР) таких ограничений
жилищным законодательством не установлено, хотя при их осуществ­лении для соседей по коммунальной квартире наступают почти те же по­следствия, что и при сдаче жилья в поднаем.
По мнению автора, имеются все основания полагать, что в настоящее время указанные нормы (т.е. п.п. 2 и 3 ст.77 ЖК РСФСР) применению не подлежат. И вот почему.
Прежде всего, они ущемляют пра­ва как нанимателя, так и лица, жела­ющего заключить договор поднай­ма. Взять, например, запрет на сда­чу жилья в поднаем в случае если в жилом помещении проживает лицо, страдающее некоторыми формами заболевания (п.2 ст.77 ЖК РСФСР). Никаких исключений из этого пра­вила, как мы знаем, не устанавлива­ется. Но если потенциальный под­наниматель знает, что в жилом по­мещении проживает лицо, страдаю­щее тяжелой формой заболевания, и при этом согласен соседствовать с этим лицом, и согласие больного, допустим, также имеется (таким больным иногда бывает и сам нани­матель)? При таких обстоятельствах, думается, должно реализовываться установленное ст.ст. 1 и 421 ГК РФ право граждан на свободу догово­ра. Ведь в этом случае права и ин­тересы других лиц, в частности боль­ного, не нарушаются - временная смена соседа при условии соблю­дения нормы жилой площади на одного человека на течение его за­болевания влияния оказать не мо­жет.

В соответствии с ч.З ст.55 Кон­ституции РФ права и свободы чело­века и гражданина могут быть огра­ничены только федеральным зако­ном и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравствен­ности, здоровья, прав и законных ин­тересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности страны. При соблюдении условий заключе­ния договора поднайма (т.е. при наличии согласия всех членов семьи нанимателя и соблюдения нормы жилплощади) ни одному из объек­тов, перечисленных в ст. 55 Консти­туции, какая-либо угроза не созда­ется.

То же самое можно сказать и отно­сительно заключения нанимателем

Изменение договора поднайма, читаем тут.




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.